Дополнительное образование взрослых: вызовы XXI века

Ксения Жаафар,

руководитель Центра корпоративного
обучения и консультирования «PROFI»

В настоящей статье обозначены основные особенности современной эпохи, влияющие на развитие дополнительного образования взрослых, определены основные тенденции развития дополнительного образования взрослых.

Актуальность и значимость дополнительного образования обсуждается уже ни один десяток лет. Тенденции, перспективы развития, формы и методы работы – этим темам посвящены сотни или даже тысячи статей, предложены и реализованы десятки, сотни программ по совершенствованию системы дополнительного образования. Каковы же современные тенденции и перспективы развития дополнительного образования сегодня? Каковы вызовы XXI века?

Современный этап развития нашего общества характеризуется переменами во всех сферах деятельности. Определяющими факторами этих перемен являются: научно-технический прогресс, приведший к автоматизации и роботизации производств, к повышению качества жизни большинства населения, с одной стороны, с другой стороны, к все возрастающей безработице, появлению огромного количества «ненужных» людей, а так же глобализация рынка трудовых ресурсов, товаров и услуг. Новое время требует от профессиональных кадров мобильности и способности постоянно пополнять и совершенствовать свои знания и компетенции. Обучение на протяжении всей жизни для личного и профессионального развития, смены рода занятий, овладения широкопрофильной квалификацией в соответствии с предложением и спросом на высококвалифицированные кадры становится необходимым условием профессиональной и личностной самореализации. Увеличение продолжительности жизни людей и высокий процент взрослого населения, необремененного работой, ставит новые, до сих пор неизвестные человечеству, проблемы.

Особенности функционирования и развития дополнительного образования в XXI веке связаны с социо-культурными, демографическими, экономическими, политическими, экологическими и другими кризисами современности. В связи с чем изменилось и восприятие мира современным человеком:

  • мир стал восприниматься как многообразие проектов, возможных картин, подходов и методов его обустройства и переустройства;
  • «пережитком прошлого» стало стремление обладания абсолютным знанием с соответствующей системой критериев и специфических технологий, направленных на охват необъятных горизонтов сущего;
  • радикально изменились познавательные приоритеты: главной задачей теперь стало не только зафиксировать, описать, измерить и проверить экспериментально, но и создать нечто новое, не столько естественное для человека, сколько порой противоестественное его существу (синтетические продукты, материалы и т.п.).

И меняющемуся миру взрослый человек может противопоставить только изменение собственного ресурса. Человек как живая система вынужден постоянно уравновешивать свою внутреннюю среду со средой окружающего мира. Темп перемен настолько стремителен, что человек воспринимает мир как неустойчивый и непредсказуемый, проблема адаптации к стремительно изменяющимся условиям конкурентной среды объясняется необходимостью принять окружающую реальность и найти свое место в меняющемся мире, обусловливает рост потребностей взрослого в обучении на всех этапах жизненного пути [1].

В связи с этим на современном этапе развития дополнительного образования взрослых наблюдается рост уровня требований к содержанию и качеству образования в ответ на вызовы времени и усложнение социальных и личностных потребностей в сфере образования. В настоящее время существует тенденция создания института открытого образования, которое направлено на приближение содержания обучения к реальной жизни, на создание гибких образовательных программ, различных форм и методов обучения, тенденция интеграции формального, неформального и информального образования.

Если к формальному образованию принято относить образовательные программы с четкими целями, программами, предусматривающими обязательную итоговую аттестацию и получение документа об образовании, то к неформальному образованию принято относить образовательный процесс, который происходит за границей традиционного (формального, нормативного) образования и предназначен для реализации познавательных запросов и потребностей различных групп взрослого населения и не предусматривает обязательную итоговую аттестацию, присвоение квалификации и выдачу документа об образовании.

Неформальное образование, по мнению С.М. Климова, располагается между формальным и информальным образованием. От формального образования оно отличается отсутствием жестких правил, регламентов и соглашений, ориентируется на реальные образовательные потребности разных социальных, демографических, профессиональных сообществ взрослого населения. В то же время неформальное образование является более осознанным, организованным и управляемым, чем информальное образование [2].

Информальное (или внеинституциональное) образование можно трактовать как «индивидуальную познавательную деятельность, сопровождающую повседневную жизнь и не обязательно носящую целенаправленный характер» [3], когда человек «превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития» [4]. Это важнейший источник духовного обогащения человека, его внутреннего мира, что является важным аспектом и личностно‐профессионального развития в том числе.

Оно позволяет реализовать важнейшую потребность человека во впечатлениях, в личностном развитии, в поисках себя и смысла жизни, что в результате формирует мировоззрение человека, его личность и индивидуальность. Информальное образование активно, хотя зачастую влияет на человека, на его жизненную установку, на систему жизненных ценностей на неосознаваемом уровне.

Информальное образование трудно поддается эмпирическому и статистическому анализу. Однако, именно оно наиболее эффективно изменяет установки и модели поведения людей в повседневной жизни. Информальное образование иногда называют университетами жизни – местом, где мы учимся сами, не понимая, что это делаем. Во время разговора с друзьями, близкими или просто с попутчиками мы узнаем новые вещи. Пытаясь сделать что‐то впервые, мы также учимся.

С точки зрения осознанности, можно разделить все виды информального образования на две глобальные категории: осознанное (целенаправленное), управляемое самообразование и неосознанное (спонтанное, случайное), неуправляемое самообразование.

К осознанному самообразованию мы относим самостоятельный поиск ответов на волнующие вопросы, поиск решения возникающих проблем, в том числе проблем в профессиональной деятельности; приобретение новых знаний через современные информационные технологии (в случае осознанного поиска); чтение, посещение учреждений культуры, учреждений просветительского характера (музеи, выставки, библиотеки и т.п.); выполнение той или иной работы под руководством компетентного специалиста; к неосознанному самообразованию мы можем отнести такое информальное образование, которое происходит спонтанно и существенно влияет на личностное и профессиональное развитие. Случайный разговор, впечатления от поездки, культурных мероприятий, прочитанной книги – все это может послужить толчком к переосмыслению себя и мира, к какому‐то важному открытию, к изменениям. Когда у А. Эйнштейна спросили, что повлияло на открытие теории относительности, он ответил: «Достоевский и скрипка» [5].

Побуждение к развитию и самосовершенствованию зачастую кроется именно в информальном образовании.

И если информальное образование побуждает и стимулирует, способствуя глубинному пониманию и переосмыслению человеком своих внутренних актуальных потребностей, то формальное и неформальное образование способствуют целенаправленному изучению поставленных вопросов и задач, ориентируясь на конкретный результат.

Таким образом, дополнительное образование – это метасистема, которая интегрируя в себе формальное, неформальное и информальное образование, удовлетворяет государственные, социальные и личностные запросы и потребности.

Однако, согласно концепции «Образование в течение жизни», непрерывное образование должно восприниматься не как идея надстройки, дополнительного обучения в тех случаях, когда основного не хватает, а как основа карьерного роста и поддержания профессиональных навыков и умений на протяжении всей жизни [6].

Еще одна особенность современности, влияющая на тенденции функционирования и развития дополнительного образования в том, что постиндустриальное общество как переходное к информационному создает новые условия трудовой деятельности, где на смену принципу производительности приходит принцип качества. Качественный продукт может быть создан только в процессе заинтересованного и инициативного труда. Такой труд относительно независим от принуждения и стимулирования, но зависит от целого комплекса условий организации, создающих внутренний мотивационный настрой работника на самоактуализацию в профессиональной деятельности. Изменение всей системы социальных отношений в стране привело к динамичному росту уровня самосознания и притязаний работников: к повышению их стремления к более высокой оплате труда, появлению потребностей в комфортных условиях и характере профессиональной деятельности, к возникновению новых представлений об уровне и качестве жизни [7].

Нежелание руководства организаций считаться с этими новыми реалиями, непонимание необходимости затрат на проведение регулярного обучения сотрудников, в том числе корпоративного, ведет к демотивации работников, организационным конфликтам, снижению эффективности и качества деятельности.

К сожалению, в большинстве организаций наблюдается недопустимо низкий уровень социальной и производственной активности работников, их заинтересованности в результативном и качественном труде. Особенность современной парадигмы мотивации персонала заключается в том, что реализация генеральных стратегий организаций не может быть осуществлена без обеспечения интересов работников, умеющих и желающих работать с высокой трудовой отдачей. Создание условий трудовой жизни, способствующих реализации инициативы работника и актуализации его личных целей в процессе трудовой деятельности, является залогом эффективной деятельности не только самого работника, но и всей организации в целом. В связи с этим, управление сегодня должно быть проактивным и упреждающим.

Ориентация на качество и результат диктует и новые, более высокие требования, к уровню подготовки специалиста, к профессиональным навыкам, способности принимать самостоятельные решения, умению работать с большими объемами информации, обрабатывать ее и выбирать необходимую для поставленной задачи.

Еще одним вызовом современности является высокая скорость и изменчивость, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через 3-5 лет. В связи с этим, учебные планы образовательных программ профессионального образования теряют свою актуальность еще не будучи «обкатанными», ежегодно рождаются десятки новых профессий, к которым никто не готовит. Профессиональная подготовка не успевает за этими изменениями в силу большой заформализованности, что и оказывает влияние на дополнительное образование через различные формы, в том числе усиливает роль неформального и информального образования.

В ситуации высокой мобильности и неопределенности важное значение приобретает самообразование, а также развитие новых форм образовательного процесса, при которых выстраивается индивидуальная траектория обучения и самообучения, ориентированная на профессиональное и личностное развитие. При этом видоизменяются и технологии обучения, преподавание приобретает черты тренерства, фасилитации, консультирования и коучинга. Повышается популярность дистанционного обучения и сетевого взаимодействия. Высвечиваются и новые аспекты качества образования, в частности значимым представляется не только результат обучения, но и сам процесс обучения, ориентированный на создание адекватных условий для получения качественного результата.

Современное образование взрослых должно сочетать в себе два типа образования: «сохраняющее» и «опережающее».

Целью «сохраняющего» образования является усвоение устоявшихся подходов, методов и правил для того, чтобы эффективно работать в известных, повторяющихся и стандартных ситуациях. Опережающее образование ориентировано на перспективу, на подготовку к работе в новых условиях и в ситуациях, которые на сегодняшний день можно только прогнозировать. В эпоху информационных технологий, эпоху высокой мобильности и изменчивости определяющую роль в образовании, как и в других сферах человеческой жизни, играет фактор времени. В связи с этим важными задачами современного дополнительного образования взрослых являются организация процесса обучения в сжатые временные сроки, а также смещение акцентов с передачи знаний на обеспечение условий, необходимых для овладения способами самостоятельного освоения и пополнения необходимых знаний, переход в режим «саморазвития».

Также, как отмечает автор работы [8], «для обеспечения стабильности и эффективности работы системы образования при разработке современных обучающих программ необходимы анализ и прогноз образовательных потребностей взрослого населения, прогноз потребностей организаций и предприятий в изменении профессионально-кадрового потенциала, исходя из соответствующих изменений внешней среды, технологий и системы управления».

Подводя итоги, можно сказать, что современной эпохе, характерны: изменчивость, скорость, мобильность и противоречивость, в связи с чем происходит смещение акцентов:
1) главной задачей становится не только зафиксировать, описать, измерить и проверить экспериментально, но и создать нечто новое;
2) на смену принципу производительности приходит принцип качества, что, с одной стороны, предъявляет высокие требования к уровню подготовки специалиста, к его профессиональным навыкам и компетенциям и побуждает работника постоянно повышать свою квалификацию, с другой стороны, стимулирует управленцев пересматривать систему мотивации персонала, а также создавать благоприятные условия для вовлечения персонала и его эффективной трудовой деятельности, меняя и всю систему управления в целом.

Противоречивость процессов, происходящих в обществе, обуславливает также наличие следующей тенденции: с одной стороны, рост безработицы, наличие конкуренции за рабочие места увеличивает спрос на образовательные услуги, с другой стороны, возросший уровень самоценности личности повышает требования личности как к работодателю, выбору места и подходящих условий для профессиональной самореализации, соответствующих индивидуальным способностям и потребностям, так и к содержанию, и качеству образования.

Таким образом, вызовы XXI века предъявляют новые требования и к дополнительному образованию взрослых. Среди тенденций, которые уже наметились в этой сфере можно выделить следующие:

1. Переориентация с массово-репродуктивного подхода на индивидуально-творческий.
2. Смещение акцентов с ретрансляции знаний на поиск новых решений, а также на создание условий для саморазвития.
3. Ориентация на качество.
4. Интеграция формального, неформального и информального образования.
5. Формирование нового типа образования – креативного или инновационного, который характеризуется мобильностью, гибкостью, широтой, вариативностью, сетевым взаимодействием и партнерством.

Сможет ли дополнительное образование взрослых достойно ответить на вызовы современности покажет стремительное и изменчивое время.

Литература:

  1. Жолован С.В. Проактивное управление в системе дополнительного профессионального образования в конкурентной среде // Человек и образование. – 2014. – № 4.
  2. Климов С. М. Неформальное образование: проблемы экономики и управления. – СПб.: Знание, 1998. – С. 18.
  3. Меморандум непрерывного образования ЕС, 2000 г. // Общество «Знание» России, 2000.
  4. Вершловский С.Г. Непрерывное образование как фактор социализации // Общество «Знание» России, 2000.
  5. Окерешко А.В. Виды информального образования как смыслообразующие факторы личностно-профессионального развития учителя // Человек и образование. – 2015. – № 1.
  6. Прикот О.Г. Непрерывное дополнительное профессиональное образование: новые модели и правовое поле // Человек и образование. – 2012. – № 3. – С. 17-21.
  7. Методика формирования целевого корпоративного настроя и механизмы формирования трудовой мотивации. – СПб., 2007.
  8. Королева Е.Г. Образовательные запросы и профессиональный опыт взрослых как условие организации их обучения // Человек и образование. – 2015. – № 1.

Статья представлена в сокращении.

Опубликовано: Жаафар К.Э. Дополнительное образование взрослых: вызовы XXI века // Материалы III Международной конференции «Международное сотрудничество в образовании в условиях глобализации» – (Симферополь – Алушта, 16-20 сентября, 2015 г.).

Комментарии закрыты