Вызовы современному образованию: важные аспекты формирования образа будущего

Ксения Жаафар,

руководитель Центра корпоративного
обучения и консультирования «PROFI»

В настоящей статье обозначены основные глобальные вызовы и ключевые тренды, а также предложены возможные ответы системы образования для формирования образа будущего.

При формировании образа будущего в целом, и в сфере образования в частности, необходимо учитывать происходящие, а также возможные изменения во всех сферах общественной деятельности: науке и технологиях, экономике, культуре, социальных, общественных отношениях. Поэтому важной составляющей в таком подходе является выделение глобальных вызовов и ключевых трендов, влияющих на развитие общества и конкретную сферу.

В качестве глобальных вызовов сегодняшнего дня можно выделить следующие:

• пандемия, тотальная вирусная угроза и её последствия;
• неоднозначность, двусмысленность происходящих процессов и явлений;
• высокая скорость изменений;
• высокий уровень неопределённости;
• нестабильность;
• возрастающая сложность происходящих процессов;
• информационная революция и смена технологий;
• развитие искусственного интеллекта;
• борьба за ресурсы;
• угроза военных действий.

Если ещё совсем недавно социальными вызовами были: запрос на продление жизни и повышение её качества (жилье, питание, образование, медицина, духовные потребности, экологическая среда и пр.), то есть запрос был на безопасность, здоровье и качество — жить безопасно и с удовольствием. То в настоящее время наблюдается тенденция запросов, чтобы человечеству и каждому отдельному человеку вообще выжить. Это связано как с развитием технологий, в том числе информационных, с борьбой за ресурсы, а также другими глобальными вызовами, причём некоторые из вызовов являются целью, некоторые инструментом, а некоторые следствием.

В центр внимания сегодня выходит уже даже не продовольственная безопасность, а техногенная, информационная и гуманитарная. Последняя подразумевает как выживание человечества как биологического вида, так и человека как высоконравственной личности, интересы которой выходят за рамки потребления, человека созидателя, а не потребителя, человека, который ценит развитие и технологии, но не ставит их выше человека и общечеловеческих ценностей, система которых сейчас подвергается массированной атаке, переписыванию и подмене.

И здесь технологии из средства технического прогресса и развития превращаются в инструмент влияния и манипулирования. И потому так остро встаёт вопрос об информационной безопасности, которая подразумевает как защиту информации, так и защиту от информации.

Неоднозначность и двусмысленность происходящих процессов влечёт за собой новый вызов, такой как информационная война, которая приводит не только к стрессу и повышению напряжения в обществе, но и общественному расслоению и расколу не только по уровню образования, профессиональной подготовки, социального статуса, функциональному разделению и прочее, но и на уровне убеждений и ценностей, что в свою очередь приводит к хаосу и ещё большей неопределённости и ведёт к техногенной и гуманитарной катастрофе.

В эпоху постмодерна, когда всё относительно, под призмой неоднозначности и двусмысленности, можно всему придать философский блеск, а можно всё перевернуть и интерпретировать в выгодную сторону в зависимости от целей. Рамкой восприятия, как оказалось, очень легко управлять, но, к сожалению, трудно заметить.

Кажется, что невозможно перепутать белое с чёрным, это же так очевидно. Однако практика сегодняшнего дня показывает, что нет, неочевидно, если подменить понятия, исказить суть, и чёрное с белым несколько раз перевернуть.

Вызовы vuca-мира представлены во всей красе. (Vuca — акроним из английских слов: volatility — нестабильность, uncertainty — неопределённость, complexity — сложность, ambiguity — неоднозначность, двусмысленность, обозначающий основные глобальные вызовы и особенность современного мира. (Прим. автора)). И как следствие нарастающий хаос, межстрановой, межличностный, внутриличностный.

Формирование образа будущего образования основывается на ценностях и устремлениях общества и сегодня затрудняется сложностью определения образа будущего в принципе. Замечательное разнообразие мира вдруг превращается в невозможность договориться, в борьбе за территории и ресурсы образ будущего у каждого оказывается свой, как и система ценностей.

Чтобы найти от чего оттолкнуться и определить общую точку, нужно разные сценарии возвести в абсолют. Какой сценарий развития будет для человечества апокалипсичным, а какой поможет нам не только выжить, но и сделать новые шаги в сторону развития высокоорганизованного общества. Можно ли войны и вооружённые конфликты считать инструментом естественного отбора? Думается, что нет, если это инструмент — он уже неестественен. Парадокс силы и слабости человека в том, что он сам себя созидает, и он сам себя разрушает. Человек — это своеобразное поле битвы, на котором он — и поле, и боец, и предмет (объект), за который идёт битва. Что необходимо человечеству, чтобы выжить? На взгляд автора, ответ очевиден. Это гуманитарный подход, в центре которого человек и общечеловеческие ценности, которые опираются на нравственность. Как же образование может ответить на вызовы сегодняшнего дня? И что с днём завтрашним?

Некоторые ключевые тренды, которые проявлены в обществе уже сегодня как ответ на глобальные вызовы:

  • смена парадигмы;
  • переход в онлайн-взаимодействие;
  • объединение через разделение;
  • тотальное проникновение ИТ во все сферы;
  • автоматизация рутинного труда;
  • цифровизация;
  • управление массовым сознанием при помощи интернет-технологий (доступность информации, избыточность информации, зависимость от гаджетов и социальных сетей, фейк-ньюс и пр.);
  • гиперконкуренция;
  • глобальная интенсификация борьбы за рынки сбыта;
  • размывание междисциплинарных границ;
  • развитие медицины и биотехнологий;
  • развёртывание робототехники и когнитивных технологий;
  • big-data (большие данные, в том числе как инструмент контроля, влияния и манипуляций);
  • gig-экономика (экономика совместного пользования);
  • смена ценностей, ожиданий и запросов людей;
  • расширение и размывание понятийных рамок.

Всё это даёт как новые возможности, такие как: увеличение объёма и скорости обмена информацией, расширение круга и зоны взаимодействия, преодоление пространственных и временных границ, создание агрегаторов баз знаний и доступность информации, облегчение физического и интеллектуального труда, экономия ресурсов, создание и развитие наукоёмких производств, рост уровня и продолжительности жизни и др., так и имеет свои негативные последствия, такие как: интеллектуальное и функциональное расслоение, проблема «ненужных людей», вытеснение человека из профессиональной и трудовой деятельности, замещение реальной жизни виртуальной, фрагментарность мышления, снижение критичности мышления, гаджетозависимость, рост депрессий и массовых истерий и другие.

Как же сфера образования может ответить на перечисленные вызовы, чтобы нивелировать или избежать негативных последствий имеющихся или намечающихся трендов?

Возможными ответами в сфере образования могут быть:

1) частичный возврат к аналоговым технологиям;
2) уход от «голой» прагматизации;
3) опора на общечеловеческие ценности и нравственность;
4) индивидуализация и «непакетные» решения — не только с учётом индивидуальности и интересов обучающихся, но с опорой на авторство и личность учителя;
5) наставничество, повышение авторитета учителя;
6) формирование цельной (здоровой и нравственной) личности;
7) формирование умения учиться;
8) ориентация на практику, вовлечение в проектную деятельность;
9) обучение через творчество;
10) развитие «мягких» навыков;
11) развитие критического и системного мышления;
12) развитие духовности.

Всё это может рассматриваться как частичный возврат к старому, однако понятому, осмысленному и переработанному уже на новом витке. Правда, мы не всегда это любим, предпочитая в иллюзорной погоне за новым его (старое) отвергать. Новое обуславливает развитие общества, иногда оно вступает в противоречие со старым и порой так хочется от него отказаться или его заменить. Всегда есть соблазн увлечения новым, новым ради нового, ведь именно в нём вроде бы завтра.

Интересный взгляд на новое приводит В. Каган [1]: «’Новое’ — ключевое слово для описания мира, в котором мы живём. Новые вещи, новые лекарства, политика, мышление, мир… Следование новому, приобретение, обладание, создание нового — помогают утвердить себя в мире, где сменяемость стала основным принципом. Новое в этом смысле выступает как транквилизатор или наркотик, успокаивающий и заглушающий экзистенциальную тревогу, связанную с уменьшающейся стабильностью картины мира. Оно оказывается опредмеченной здесь и сейчас надеждой. Но завтра потребуется новое опредмечивание. И однажды в этой кажущейся бесконечной гонке человек обращается к себе с вечными вопросами, ответы на которые безотносительны к мельканию нового. Давно позабытое старое вдруг предстаёт в новом свете, обнаруживает новые смыслы, открывает новые перспективы. Здесь рождается то, что А. Вассеф называет логикой новизны — нечто новое создаётся из чего-то прежнего в отличие от просто нового как такового».

«…нечто новое создаётся из чего-то прежнего в отличие от просто нового как такового» — поэтому гармонизация общества и самого общественного развития видится в сочетании старого и нового, когда из старого рождается новое, которое частично повторяется на новом витке спирали и свидетельствует о развитии общества, а не его деградации. Последствия новых технологий и их разрушающее воздействие можно минимизировать, если всегда помнить, что яд — это не вещество, а доза. И у каждого вещества, или феномена, своя задача и роль.

Так, традиционную систему образования привычно ругают за консерватизм, тем не менее этот консерватизм влияет на устойчивость всей системы — убери его — система просто перестанет существовать, она лишится важного каркаса или просто может «убить» саму себя. Тогда как интеграция консервативного и перспективного позволяет создать новую устойчивую систему.

Как отмечалось ранее [2]: «современное образование должно сочетать в себе два типа образования: «сохраняющее» и «опережающее». Целью «сохраняющего» образования является усвоение устоявшихся подходов, методов и правил для того, чтобы эффективно работать в известных, повторяющихся и стандартных ситуациях. «Опережающее» образование ориентировано на перспективу, на подготовку к работе в новых условиях и в ситуациях, которые на сегодняшний день можно только прогнозировать».

И что интересно, из старого, законы диалектики всё также работают. И меняя мейнстрим на мейнстрим, мы видим сначала отрицание, а затем отрицание отрицания. Так, сначала важны были стандарты, потом мы их отрицали и захотели уйти от них, в этом, казалось, больше творчества и свободы, а сейчас приходим к тому, что стандарты всё же нужны, и являются основой качественного образования, однако стоит отметить, что не его целью.

Доступность и популяризация образования повысили общий уровень образования населения, с другой стороны — привели к его усреднению и девальвации. Образование стало бросовым товаром и обесценилось. А учитель превратился из личности, как носителя уникальных личностных качеств, знаний и опыта во временную функцию, за которую заплатили.

Образование завтрашнего дня — это элитарное образование, в основе, которого жажда знаний и интерес к познанию, а не выполнение формальных внешних требований и номинальная гонка за сертификатами и дипломами. В основе элитарного образования должны быть не цифровые технологии, а непосредственное взаимодействие с миром, а также взаимодействие «человек-человек».

Конечно, онлайн-обучение даёт большие возможности, преодолевая пространства и сокращая время. Однако важно помнить, что онлайн — это всего лишь канал получения информации. Поэтому важно, чтобы форма получения информации не ограничивалась одним каналом, каналом, как способом, так и источником. Онлайн-обучение, как процесс и как частность — да, онлайн-образование, как результат и комплексная система, формирующая не только профессионала, но и личность — нет, оно всегда будет лишь компенсаторным. Да, иногда удобным, но всегда ограниченным.

Нам не нужно отказываться от технологий, испугавшись последствий. Нам нужно научиться экологично для себя ими пользоваться.

И технологии, конечно, это всего лишь средство, которое направлено на задачи человечества, а не против него. Ведь цель формирования будущего — это самое будущее, а не его отсутствие.

Таким образом, для формирования образа будущего в сфере образования необходимы следующие шаги:

1. Определение целей и задач образования с учётом глобальных вызовов и ключевых трендов и ответ на них.
2. Взаимная работа и участие всех заинтересованных сторон, от родителей, обучающихся, министерств и ведомств, с учётом и ориентацией на запросы общества в целом.
3. Стратегическое и тактическое планирование на основе совместно наработанных результатов.
4. Поэтапная реализация намеченного плана с регулярной оценкой и при необходимости корректировкой тактических шагов с учётом реалий и возникающих изменений.

И в заключение хотелось бы обозначить моменты, которые видятся важными и которые, на скромный взгляд автора, должны лежать в основе формирования образа будущего образования:

1. Ориентация на человека и человеческие ценности.
2. Преемственность образования (культуральная, временная, уровневая).
3. Доступность образования и в то же время элитарность.
4. Ориентация на качество, а не на количество.
5. Формирование личности, а не накопление знаний.

Список можно продолжить. Будем надеяться, что вызовы нашего времени будут способствовать не только кризису, но и развитию, которое обязательно будет как результат достойного ответа системы образования и всех её участников.

Литература:

1. Каган В.Е. Новая психология: между религией и наукой // А. Бадхен, В. Каган. Новая психология и духовное измерение. – СПб., 1995.
2. Жаафар К.Э. Дополнительное образование взрослых: вызовы XXI века // Материалы III Международной конференции «Международное сотрудничество в образовании в условиях глобализации» – Симферополь – Алушта, 16-20 сентября, 2015 г.

Дата публикации: 28.10.2020.

Комментарии закрыты