По итогам встречи о форсайте

15 декабря 2018 года прошла открытая встреча в формате креатив-класса, которая была посвящена форсайту. О чём говорили и что сделали? Говорили, что такое форсайт и чем он отличается от прогнозирования. Обозначили основные вызовы, выделили основные тенденции. Попытались разложить по матрице финансирования и изменений основные направления в сфере образования, что является основным потоком или мейнстримом, что уже уходит, что новое, прорывное приходит на смену и что пока ещё за гранью.

Конечно, это требует кропотливой работы, экспертной оценки и группового обсуждения всех заинтересованных лиц и групп, тем не менее, обозначить основные моменты – это уже полдела, это даёт возможность хоть немного нащупать пульс. Настоящего и будущего времени. А значит, приблизиться к открытию «голубых океанов» (вы, конечно, про них читали). Кстати, именно там нет пока ещё конкуренции, потому что направления, лежащие в этой неизведанной области, пока ещё мало изучены, неизвестны и сложны, поэтому это путь избранных, он тернист. Гораздо легче быть в общем потоке, он очевиден и проверен, но там есть своя цена, прежде всего высокая конкуренция, поэтому в мейнстриме своя борьба и свои сложности.

Итак, форсайт от англ. foresight – взгляд в будущее. Как метод является своего рода инновацией. Это не только прогноз будущего, но и его формирование. Если прогнозирование – это только прогноз, который потом сбудется или нет, то форсайт – это выработка образа будущего, сосредоточение ресурсов на нужных для его достижения направлениях. Т.е. здесь важным является не угадывание будущего, а его проектирование при участии заинтересованных сторон.

Основные вызовы, которые мы обозначили на встрече:
  • информационная революция;
  • смена технологий;
  • развитие искусственного интеллекта;
  • рост скорости изменений;
  • всё возрастающая сложность происходящих процессов;
  • высокий уровень неопределённости развития событий и возможных результатов;
  • борьба за ресурсы.
Основные тенденции:
  • цифровизация (диджитализация), не исключающая частичного возврата к аналоговым технологиям;
  • бурное развитие робототехники и когнитивных технологий;
  • тотальное проникновение ИТ во все сферы;
  • автоматизация рутинного интеллектуального труда;
  • гиперконкуренция (усиливающаяся конкуренция за все виды ресурсов);
  • размывание междисциплинарных границ;
  • основным рычагом конкуренции становятся инновации;
  • интеллектуальное и функциональное разделение (расслоение);
  • смена ценностных ожиданий и запросов людей;
  • гиг-экономика (экономика совместного пользования, управление условным персоналом (примеры: uber, airbnb и т.п.));
  • развитие медицины и биотехнологий, в т.ч. лечение сложных заболеваний при помощи информационных технологий (замена клеточной информации);
  • расширение понятийных рамок;
  • и др.

Тенденции, вызванные обозначенными вызовами, в свою очередь, влекут за собой новые вызовы. Как всё вышеперечисленное отражается и проявляется в конкретных сферах, можете посмотреть самостоятельно.

Например, в образовании это проявляется через новые формы и подходы, через интеграцию различных сфер (игру, театрализацию, поездки, путешествия, экспедиции и пр.), через технологии, дающие возможность дистанционного обучения, самообучения и пр. В сфере образования вектор также смещается на получение, так называемых, «пучков профессий», на сочетание hard и soft skills. Всё это продиктовано, в том числе, сменой запросов людей. Человек уже не хочет получить одну профессию один раз и на всю жизнь, он хочет прожить интересную увлекательную жизнь, хочет гибкого графика, творчества, путешествий, хочет реализовываться в разных сферах и областях, в том числе и профессионально. Он не только химик, историк или бухгалтер, он фотограф, путешественник, предприниматель, разработчик сайтов или художник, организующий авторские выставки и вернисажи. Ведь, увеличение продолжительности жизни, высокая скорость изменений, а также роботизация, заменяющая/вытесняющая рутинный труд, оставляют место для свободы и творчества, для раскрытия разных граней личности, которые хочется не выбирать, а научиться сочетать, реализовывая себя в разных ипостасях, делая свою жизнь красочнее, насыщеннее и интереснее.

Это уже новый мейнстрим, это основной поток. А что дальше? Каким вы видите следующий шаг и наше будущее через лет 20? Что уже сейчас маячит на горизонте, но пока ещё является немного за гранью, недоступной широким массам? Пишите, обсудим. Или запланируем новую встречу.
 
Ксения Жаафар специально для profi-center.by

Комментарии закрыты