Практика профессионального самоопределения взрослых

Ксения Жаафар,
руководитель Центра корпоративного
обучения и консультирования «PROFI»

В данной статье автор делится наблюдениями и опытом консультирования взрослых по вопросам профессионального самоопределения и развития, описывает некоторые подходы, используемые в своей практике, расставляет акценты, обозначая самоисследование и поиск по выбору и смене профессии как творческую деятельность.

Профессиональное самоопределение взрослых в последнее время становится всё более и более популярным и востребованным. Это связано с тем, что в эпоху стремительных изменений, ускорения процессов и увеличения продолжительности жизни сместились приоритеты и тренды. Установка на выбор одной профессии на всю жизнь и построение карьеры в одной сфере сменилась на стремление прожить интересную увлекательную жизнь. То есть ориентиром стала не сама карьера как таковая, а построение интересной жизни, в которую включена профессиональная деятельность, направленная не столько на выживание, сколько на возможность построения и обеспечения желаемого образа жизни, самореализацию и личностное и профессиональное развитие. Интерес сместился с вертикальной карьеры на горизонтальную, с одной работы на всю жизнь на проектную деятельность, позволяющую попробовать себя в разных сферах, в разных задачах, реализовать разные грани своей личности. Эта новая, порой, зигзагообразная траектория часто выстраивается интуитивно, человек не всегда знает, чего он хочет или что может. Впрочем, многое из того, что он может, начинает являться таковым лишь по мере реализации этого, то есть на старте является всего лишь потенциалом, который может быть использован, раскрыт и реализован, а может так и остаться на уровне потенциала в скрытом, «спящем» состоянии, если человек не решится, не осмелится, не сделает выбор сделать тот или иной шаг по его реализации.

В качестве причин, стимулирующих поиск новых профессиональных направлений, можно выделить: неудовлетворённость видом текущей деятельности, уровнем решаемых задач, уровнем оплаты труда; отсутствие интереса к текущей деятельности; профессиональное выгорание; смена жизненных приоритетов и ориентиров; любознательность – интерес к новому, попробовать то, что никогда раньше не делал, расширение границ познания и испытание себя.

Процесс выбора или смены профессии можно сравнить с решением сложной задачи со многими неизвестными. Самоисследование и поиск направлений профессиональной самореализации – это самое что ни на есть творчество, акт творческой деятельности. Это творческая задача, которая неопределённа и непредсказуема, при решении которой не всегда понятно как правильно, и поиск осуществляется путём проб, ошибок и экспериментов. Человек изучает, выбирает, действует, ошибается, приобретает опыт, делает выводы, или не делает, ищет и находит новые решения, способы и ответы, а найдя, ставит новые вопросы и задачи. По сути это процесс, нацеленный на результат. Так, И.М. Вёрткин, изучающий гений и творчество изобретателя XX века Г.С. Альтшуллера, разработчика Теории решения изобретательских (творческих) задач (ТРИЗ), выделял следующие качества и умения, необходимые творческой личности, в том числе для решения творческих задач: наличие достойной цели, составление планов, работоспособность, владение техниками решения творческих задач, умение «держать удар», результативность, или работа на результат. Список можно продолжить.

Достойная цель – это про ценности и устремления. Здесь высокий уровень мотивации и заряда энергии, а также предпосылка того, что это будет востребовано миром, так как достойная цель подразумевает выход за рамки личных интересов и самого человека. Наличие цели как компас, ориентир и направление движение. Составление планов – это разбивка большой задачи на конкретные шаги и руководство к действию. Работоспособность – это сами шаги и повседневная кропотливая работа. Умение «держать удар» – это про внутреннюю уверенность в себе и выбранном пути, про выдержку и выносливость, про умение отстаивать свою позицию и ценность идеи и полученных результатов. Это про настойчивость и упорство. Результативность – это про результат, а также про постоянную сверку. Ведь если шаги не приносят желаемый результат, возможно, нужно что-то подкорректировать или изменить. «Список можно продолжить» – это про самостоятельный постоянный поиск, про индивидуальное – ведь у каждого свои вопросы, свои ответы и свои решения.

Если подростки и молодёжь приходят на консультации по профориентации и профессиональному самоопределению с вопросами: «Какую профессию выбрать?», «Какие профессии являются наиболее востребованными на рынке труда?», «Какие профессии являются высокооплачиваемыми?», «В какой именно вуз лучше пойти?» и т.д. То взрослые чаще приходят с вопросом: «А что я ещё могу?», «Какой свой потенциал и какие грани своей личности я ещё не реализовал?», «Что я ещё не попробовал?», «Чем я могу быть полезен миру?» То есть у взрослых вопросы больше ориентированы на самореализацию, самораскрытие и уникальность, а также на то, чтобы не только брать, но и отдавать. В одной профессии они уже реализовались, достигли какого-то «потолка», выгорели, и снова стоят на перекрёстке: «Куда дальше?», «Как дальше?» Это новый этап осознанного выбора. Первый выбор профессии осуществляется не всегда осознанно: куда сказали родители, куда пошли друзья, где больше платят. И вот эта программа выполнена, человек смог, справился, достиг определённых результатов, и теперь хочет научиться слушать себя, выбирать сам, попробовать что-то ещё, сделать большее. И даже если первый выбор был осознанным, то с течением времени человек меняется, жизнь меняется, подбрасывая новые задачи, появляются новые ориентиры, новые желания, а также новые требования, ограничения, «тупики», кризисы, когда старые смыслы реализованы и больше не актуальны, а новые ещё только предстоит сформировать. Человек начинает свой самостоятельный интуитивный поиск или обращается за помощью к психологу, профориентологу, карьерному консультанту.

Особенностью работы со взрослыми является коучинговый подход, который подразумевает коммуникацию «равный-равный» и апеллирует к экспертности клиента. То есть экспертом своей жизни является сам человек, именно он знает, как для него лучше, принимает решения, осуществляет выбор и действия и несёт за них ответственность. Экспертиза коуча состоит в знании технологий коучинговой и психологической работы, но не жизни конкретного человека, задача коуча быть модератором и соучастником самоисследования человека, задавать вопросы, которые помогут ему найти свои ответы.

Подходы, которые я активно использую в своей консультационной деятельности, касающейся профессионального самоопределения взрослых:

1) инструментарий: тесты, опросники, проективные методики, игры. Они помогают определить психотип, тип профессиональной направленности, склонности, интересы, предпочтения, осознаваемые и неосознаваемые, личные качества, как предъявляемые, так и теневые, увидеть их ресурс и активизировать их использование;

2) «взгляд в будущее»: создание образа будущего помогает определить вектор движения, создать мотивацию и простроить траекторию дальнейшего движения, наметив тактический план, а также сделав ревизию имеющихся и необходимых ресурсов;

3) практика новых дел: помогает расширить «тоннельное» видение, получить новый опыт, развить гибкость мышления, преодолеть инертность, неуверенность, страх, увидеть новые возможности и горизонты;

4) «волшебные слова»: «Можно», «Почему бы и нет» – в смысле «да».

Если с инструментарием и практикой новых дел всё более менее понятно, то на пунктах 2 и 4 хочется остановиться подробнее. Создание образа будущего, или форсайт (от англ. foresight – предвидение, взгляд в будущее) – это попытка заглянуть за горизонт, описать будущее, которое не продолжает настоящее. Это попытка выйти за рамки существующего и создать новые сценарии. Это касается как индивидуальных траекторий каждого конкретного человека, так и построения социальных, политических, экономических моделей мироустройства в целом. И как практика, и технология очень хороша.

Когда на профориентационных сессиях мы с клиентами делаем личный форсайт и выстраиваем стратегию перспективного будущего, у участников часто получается в нём, как в фантастике, написать что-то новое, что до этого в работе не обсуждалось. И даже если на начальном этапе не было чёткого образа будущего, то на этом этапе человек вдруг разрешает себе пофантазировать, внутренний Критик теряет бдительность, и тогда тайно желаемое выходит наружу. Ведь фантазия – это как бы немножко игра. А значит, всё можно. А потом выпущенное на волю, оно продолжает жить, даёт новое понимание и новый взгляд. И после фантастического перспективного будущего в настоящее человек возвращается немножко другим, вдруг «увиденное» и понятое получается присвоить, и тогда появляется желание и план его реализовать.

И ещё одна важная мысль. Так называемое, фантастическое, придуманное, ещё не существующее будущее реализуется не только исходя из того, что мы хотим или можем реализовать, но и исходя из того, на что решаемся. Это про смелость, самопозволение и слово «можно». Ведь одним из самых больших препятствий, которые мешают нам творить, пробовать, жить, ввязываться в смелое, амбициозное, необычное, непривычное, является страх. Страх, что не получится, не умею, не знаю, не могу, не имею права, страх, что высмеют, не примут, отвергнут и прочее. Мы как хорошо воспитанный ребёнок спрашиваем: «Можно?» И как строгий родитель отвечаем сами себе за весь мир: «Нет» – нельзя, не сейчас, не сможешь, не справишься, это не для тебя, не имеешь права и прочее. И поэтому это «волшебное слово» я рекомендую говорить самим себе чаще: как только появляется импульс и желание действовать. Это не означает, что не нужно просчитывать и анализировать варианты и возможные последствия. Важно, оценив их, разрешать себе действовать. И даже, если человек решит сказать «нет», пусть оно будет осознанным выбором, а не результатом страха. Ведь есть два вида «нет»: «нет» как результат сделанных «да» – что есть отсечение лишнего и результат уже сделанного выбора и расставленных приоритетов, и «нет» как отказ от движения, от вступления в «игру» – что есть признак замкнутой, закрытой системы. Замкнутая закрытая система нацелена на самосохранение, а не на развитие. Поэтому говорить «да» не менее важно, чем говорить «нет». Говорить «да» – это признак открытой системы, готовой впустить в себя новое, трансформироваться, меняться. Говоря «да», мы не только открываемся новому и впускаем в свою жизнь новый опыт, но и в принципе действуем как открытая система и в то же время ею становимся.

Таким образом, открытая система – это развивающаяся система, в отличие от закрытой. И это очень важно для профориентационной работы и для профессионального самоисследования. Ведь эта работа подразумевает не только поиск ответов на вопросы: «Куда дальше?», «А что я ещё могу?» и тому подобные, да, они важные и ставятся как ключевые, но суть самой работы и нахождения ответов на поставленные вопросы – в развитии. Обнаружить противоречия: могу, но не хочу; хочу, но не могу; хочу разнонаправленное и прочее. Что выбрать, как помирить, как сочетать? Именно сочетать, не выбирая «или это, или это», а создать новую систему, включающую и одно, и другое. Это «тризовский», а точнее диалектический подход. В основе которого лежит принцип развития, подразумевающий саморазвитие системы. Причиной же развития является взаимодействие внутренних противоположностей, свойственных любой системе. И здесь недавний мой инсайт и сформулированный парадокс: парадокс противоречий в их гармонии. Это очень высвобождает. И вроде как получается, что даже новую систему создавать не надо. Тем не менее, по факту она создаётся. Человек сам становится этой новой системой, включающей и это, и это, и принимающей это единство и борьбу противоположностей. И тогда срабатывает ещё один диалектический закон – переход количества в качество. И профессиональное самоопределение становится одновременно и процессом, и результатом – важным и взаимодополняющим.

Представлено в сокращении. Полная версия статьи опубликована в сборнике «Инновационные социально-психологические технологии: от теории к практике» // Материалы II Международного научно-практического фестиваля, Минск, 17 ноября 2023 года – Минск: БГУ, 2024.

Индивидуальное консультирование по вопросам профессионального самоопределения

Комментарии закрыты