Ксения Жаафар,
руководитель Центра корпоративного
обучения и консультирования «PROFI»
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, что персонал является важнейшим ресурсом организации, обеспечивающим её устойчивое функционирование и развитие. Повышения конкурентоспособности организации в изменяющихся условиях, качества и конкурентоспособности продукции, эффективности производства и труда, достижения максимальной прибыли можно достичь благодаря высокой профессиональной и социальной эффективности функционирования персонала организации.
Исходя из этого одной из важных задач организации является формирование её кадровой политики. Кадровая политика — это плановая система управленческих решений, направленная на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта.
Кадровая политика должна быть:
- тесно связана со стратегией развития организации;
- достаточно гибкой (т.е. с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой — динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде организации);
- экономически обоснованной;
- обеспечивать индивидуальный подход к своим работникам.
Кадровая политика организации должна быть направлена не только на повышение производительности труда, исполнительской и трудовой дисциплины персонала, но и на:
- отбор и приток квалифицированных кадров и их адаптацию;
- удержание квалифицированных кадров;
- обучение и развитие персонала, планирование его карьеры;
- мотивацию персонала;
- поощрение инициативности и творческой активности работников;
- заботу о его здоровье и его социальную защиту;
- создание благоприятного морально-психологического климата в организации;
- командообразование и сплочённость коллектива.
Этого можно достичь путём выработки, а также системной и планомерной реализации комплекса мероприятий по определению потребностей организации в кадрах с учётом стратегии её развития, формированию численного и качественного состава кадров (комплектование, расстановка), высвобождению, перераспределению (ротация) кадров, адаптации персонала на рабочем месте, его обучению и развитию, оценке его деятельности и аттестации, разработке системы оплаты и стимулирования труда, материальной и моральной заинтересованности, поощрения и продвижения работников по результатам труда, его вкладу и ценности.
Кадровая политика организации является частью кадрового менеджмента, задачей которого является гармоничное сочетание интересов и потребностей компании с интересами и потребностями каждого отдельного работника для достижения целей каждой из сторон.
В качестве основных направлений развития кадрового менеджмента в организации можно выделить:
- автоматизацию работы при помощи специального программного обеспечения, которое поможет оптимизировать работу по управлению персоналом в организации;
- создание корпоративных центров обучения персонала (для крупных компаний);
- сотрудничество с внешними организациями (аутсорсинг услуг по обучению и развитию персонала), предоставляющими услуги корпоративного обучения и развития, а также тренерского сопровождения и коучинга.